Представители отрасли заявили, что предприятия мощностью менее миллиона тонн в год не получают нефтяного демпфера и лишены возможности конкурировать за внутреннего потребителя с крупными производителями. Из-за этого они работают исключительно на экспорт и производят так называемые нетоварные нефтепродукты для поставок в дружественные страны. Поэтому их деятельность не оказывает влияния на цены товарных бензинов и дизеля в России , отмечают в обращении к Новаку.
После введения заградительных пошлин на топливо (особенно без переходного периода) небольшие заводы потеряли возможность экспорта и реализации инвестпроектов по переработке нефтяного сырья. Из-за приостановки или сокращения деятельности малых и средних НПЗ федеральный бюджет может потерять более 90 миллиардов рублей в год, получаемых от производителей и переработчиков сырья.
Топливный кризис в России начался с середины августа. В последний месяц лета стали сообщать о дефиците горючего в регионах. На нехватку топлива жаловались в том числе сельхозпроизводители. В сентябре биржевая стоимость топлива обновляла рекорды в ежедневном режиме, а оптовые цены начали перекладываться в розницу. После запрета экспорта топлива биржевые цены стабилизировались, а проблему дефицита на какое-то время решили. Однако нефтяники заявили о снижении выпуска и заполнении хранилищ.